Профильное обучение

Об открытии предпрофильных классов в новом 2024-2025 учебном года

Предпрофильное обучение – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация обучающихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Система предпрофильной подготовки это:

  • Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия;
  • Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
  • Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности;
  • Формирование учебно-практической самостоятельности.

 С 1 сентября 2024-2025 учебного года в ГБОУ СОШ № 290 Санкт-Петербурга будут открыты предпрофильные классы:

  • гуманитарные классы психолого-педагогической направленности, инженерно-технологические для обучающихся 6-9-классов;
  • гуманитарный психолого-педагогический 10-й класс.

Основная цель предпрофильных классов – подготовка компетентных и осмысленно выбравших будущую профессию специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Заблаговременное введение в профессию позволит ребятам осознанно сделать свой выбор, точно в срок подготовиться к необходимым экзаменам и, возможно, определиться с будущим местом работы.

Выбор предпрофильной подготовки инженерно-технологического направления очень велик. Практически во всех сферах экономической деятельности нашего региона нужны специалисты этого профиля: в экономике, промышленности. Требуются специалисты в области прикладной информатики, математического обеспечения и администрирования информационных систем. На предпрофильном курсе в инженерно-технологических классах изучаются такие предметы как информатика, математика, физика; ведущим предметом является информатика.

Выбирая гуманитарный класс психолого-педагогической направленности, обучающиеся смогут укрепить мотивацию к выбору профессии, профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение – это и процесс, и результат осуществления школьником выбора профессионального будущего, основанного на соотнесении личностного и социального аспектов ситуации профессионального выбора.

А получить социальный опыт первичной психологической деятельности можно только в специально организованной среде. Обучаясь по этому профилю, обучающиеся получат первичные психолого-педагогические знания и навыки; разовьют высокие морально-психологические, деловые и организаторские качества; получат интеллектуальное, культурное, нравственное развитие; разовьют в себе стремление к овладению профессией психолога и педагога; подготовятся к поступлению в ВУЗы психолого-педагогической направленности.



Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждено: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности». Согласно ч. 4 ст. 66 Закона «Об образовании в Российской Федерации» профильное обучения – это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования.

Цели и задачи профильного обучения:
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
     

Задачи системы профильного обучения:

  • достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;
  • формирование в процессе овладения системой знаний
  • умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; 
  • развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.

Плюсы и минусы профильного обучения
Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.
Плюсы:

  • Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии. Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
  • Чувство принадлежности к профессиональному сообществу. Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
  • Самомотивация и большее желание учиться. Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какого-нибудь не настолько любимого предмета. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
  • Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения. Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
     

Минусы:

  • Сложность поступления в профильный класс. Для того, чтобы поступить в профильный класс, необходимо сдать определенные экзамены в форме ОГЭ, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
  • Ранний отказ от возможных вариантов. Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел технологический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее.
  • Мало часов для изучения непрофильных предметов. Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.

Что такое учебный план?
Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе учебного плана, разработанного педагогическим коллективом, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий учащимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю. На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом (минимальное количество часов) уровне. Профильные учебные предметы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области образования, направленной на сферу будущей профессиональной деятельности. Профильные предметы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных предметов определяется стандартами профильного образования по каждому учебному курсу. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам. За учащимися профильных групп сохраняется право перехода на другой профиль в своей образовательной организации. Причиной перехода может быть изменение образовательной траектории учащегося 10 класса. Но администрация имеет право протестировать такого учащегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам. Основные предметы профиля изучаются углубленно. Помимо базового обучения, преподавателями школы, совместно с социальными партнерами (колледжи и ВУЗы), планируются дополнительные курсы, которые дадут максимально полное представление о будущей специальности. Обучение в профильных группах позволит получить среднее общее образование, качественно подготовиться к ЕГЭ, сориентироваться в выборе дальнейшей образовательной и профессиональной траектории. Выполнение практико- ориентированных и аналитических работ по универсальному профилю с углубленным изучением предметных дисциплин позволит обучающимися раскрыться с представлением результатов на конференциях различных уровней.

Зачисление в профильные классы осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Положением о профильном обучении в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 290 Красносельского района Санкт-Петербурга

Прием документов начинается после получения аттестатов об основном общем образовании. На приемную комиссию приглашаются обучающиеся вместе с родителями (законными представителями).